Статистика

6 июля – День Аграфены купальницы, канун Ивана Купала

06-23-sf_mc_agripinaПеред Иваном Купалой

В давние времена на языческой Руси, когда Солнце долго не сходило с небосклона, прогревалась вода в реках, а растения набирали силу, чествовалось летнее божество — Купала, отмечался его праздник. С приходом христианства на этот период пришёлся день рождества Иоанна Предтечи, поэтому образ Крестителя в народном сознании переплёлся с Купалой. А святого стали называть Иваном Купалой.
Ивану Купале предшествовал день Аграфены. Святая в народных верованиях вобрала в себя черты женского божества праздника — Купальницы. Так и стала святая Аграфена Купальницей.
День Аграфены Купальницы открывал цикл купальских праздников. Они начинались 6 июля, включали день Ивана Купалы, 7 июля, и завершались днём Петра и Павла, 12 июля.

Покровительница женщин

Аграфена Купальница считалась летним божеством и почиталась в деревнях как покровительница женщин и их работ.
На Аграфену молодые девушки весёлой гурьбой ходили по дворам с просьбой: «Умойте!» В ответ они получали в дар украшения: перстни, серьги, бусы, ленты, булавки. Отказывать таким гостьям было не принято.
Вечером, нарядившись в лучшие платья, крестьянки всех возрастов собирались вместе и под исполняемые только раз в году купальские песни обходили поля и дома. Женщины из соседних сёл и деревень переходили из одного поселения в другое. По поверьям, эта процессия защищала обходимую территорию от бед и невзгод. Не принять участие в ней для женщины считалось позором. Ту, что не вышла из дому в вечер на Аграфену, соседки корили и высмеивали весь год.
В каждом доме хозяйки варили ячменную кашу, которую выставляли для совместной трапезы. В некоторых местностях такую «обетную» кашу варили в одном большом котле из крупы, собранной по всем домам. Трапезничали, как правило, на полях — для хорошего урожая или в центре поселения — для благополучия. На следующий день, на Ивана Купалу, кашей угощали нищих и странников.

Закупывание

На Аграфену в деревнях открывали купальный сезон. Крестьяне начинали «закупываться» в открытых водоёмах.

Но перед тем как идти к реке, озеру или пруду, утром 6 июля обязательно парились в бане. Детей перед погружением в открытую воду купали в родниках. Это было своего рода обрядовое очищение. Крестьяне верили, что мытье на Аграфену смывает все болезни и сглазы. В баню в этот день приносили даже тяжёлых лежачих больных.

Запаривались непременно свежими, вязанными спозаранку вениками. Примечали, что деревья на Аграфену были «в самом соку», их ветви и листья обладали наибольшей целительной силой. Все знали о лечебных свойствах берёзы, дуба, липы. Подмечали, что березовый веник помогал при кашле, липовый — при ломоте в костях, хорошо обеззараживали дубовый и кленовый…
Вязали веники и из разнообразных трав, например из ромашки, полыни, мяты, крапивы. Заготавливали их как к Аграфене, так и на весь предстоящий год.
Пол в парной покрывали цветами и травами. Любимым растением была иван-да-марья, фиолетово-оранжевая расцветка цветков которой символизировала единство воды и огня.
На Аграфену молодёжь выходила к воде, чтобы узнать свою судьбу. Гадали по опущенным в водоём венкам и свечкам, укреплённым на них. В некоторых местностях для предсказания будущего использовали банные веники. Их бросали через крышу бани: если веник упадёт вершиной к воротам, девушке — замуж выходить, парню — в дальнюю дорогу отправляться. Если вершиной к дому — сидеть при родителях, к кладбищу — в живых долго не бывать.
Большая сила приписывалась утренней росе на Аграфену. Умываться ею выходили всей семьёй, от мала до велика.
Наблюдательные поселяне примечали: «Если на Аграфену дождь заплачет, то через пять дней Солнышко будет смеяться».
Лютые коренья

Как отмечалось выше, Аграфена Купальница открывала так называемые купальские дни. В это благодатное время начинали сенокос и сбор лекарственных трав. «Аграфена — лютые коренья» — так иначе называли день Купальницы в народе.
Особенно хорошо о свойствах целебных трав знали деревенские знахари, отправляющиеся на их заготовку с восходом Солнца. От них старались не отставать и прочие поселяне. Собирали крапиву, подорожник, мяту, тимьян, шалфей и другие растения.
Молодёжь на Аграфену — лютые коренья плела венки из цветов, и не только для красоты, но и для того, чтобы вобрать в себя частичку живительной энергии матушки-природы.
Поздним вечером самые пытливые крестьяне отправлялись в лес на поиски цветущего только в ночь с Аграфены на Ивана Купалу волшебного папоротника. Люди верили, что обладателю цветка папоротника откроются сокрытые в земле клады, даруются власть над людьми и способность предвидения.
Считалось, что травы, собранные на Аграфену, обладают не только целительными, но и магическими свойствами. Так, девушки их использовали в своих гаданиях, например закладывая на ночь под подушку. Колдуны применяли купальские травы в приворотных зельях.

Обряды-обереги

На Аграфену деревенские жители старались оградить себя и своё хозяйство от сглаза, неблагополучия, провести оберегающие обряды.
Так, в этот день хозяйки варили все оставшиеся в доме яйца, чтобы птица хорошо неслась. Чтобы уродилась рожь, с утра люди катались по посевам.
Полагали, что с вечера Аграфены начинаются происки нечистой силы. Чтобы защититься от нечисти, предусмотрительные крестьяне завешивали окна и двери крапивой и чертополохом, устанавливали перед домом ветки осины или шиповника.
«Обетная» каша варилась из ячменя
Незадолго до захода солнца селяне собирали где-нибудь на краю деревни кучи из крапивы, чертополоха, душистых трав и веток шиповника. Крестьяне проводили через них для защиты от порчи сначала детей, после — скотину. С наступлением темноты на месте собранных из трав охапок зажигали костры, подбрасывая туда сухие ветки. Далее в ход шли ветхие ненужные вещи, например старые матрасы, и всевозможный хлам. Через этот купальский огонь прыгали для очищения от скверны взрослые.
Лето незаметно перешло через свою середину. «Солнце — на убыль, день — на жару», — говорили в народе. Впереди — летняя страда, сбор урожая, о котором заботятся чтимые на макушке лета Купальница да Купала.

http://bagira.nl

2 комментария на “6 июля – День Аграфены купальницы, канун Ивана Купала”

  • Обязательное событие дня Купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы

  • Обязательное событие дня Купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы

Оставить комментарий