Статистика


Что можно и что нельзя в пост?

liet_patЗавершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста — Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Великий пост разделяется на несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика.

Первая седмица (неделя) Великого поста — по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование — Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово — Агнец — приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.Что есть в эти дни?Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее мы, ориентируемся на современного светского читателя, предлагаем далее блюда, содержащие в том числел растительное масло — в данной ситуации это вполне оправдано.
Как указывалось выше, хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд являлись монастыри. Причина этого — отрезанное состояние от всего остального мира, побуждающее монахов использовать в пищу то, чем была богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты.Говоря о постном столе, мы постараемся дать наиболее употребительные блюда православного поста, которые максимально обогащены витаминами, столь необходимыми современному человеку. Очень важно понимать различие между людьми, трудящимися на тяжелой физической работе, и теми, кто сознательно отрекся от мира, дав обеты постнического жития. Поэтому здесь неуместна 'ревность не по разуму', проявляемая некоторыми верующими в соблюдении постов — которая, к сожалению, зачастую приводит к тяжелым последствиям.

Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день) – Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы — день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

По-прежнему Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Тем неяснее следует делать замечание, что в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы — кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также — для не отличающихся крепким здоровьем.

В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке — ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете — нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это — учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому — молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Суббота 3-й седмицы — день поминовения усопших.Что есть в эти дни?

Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен ВТОРОЙ седмице. 

Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению — только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу.

Суббота 4-й седмицы — день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?
Как и прежде, рекомендуется воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни — 'Лествица' (лестница) — написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.
На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется 'стоянием Марии Египетской'. На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской — великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие — пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Что есть в эти дни?
К употреблению в пишу рекомендуются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы. 

Суббота 5-й седмицы — Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу — Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).

В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. 6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.

Что есть в эти дни?
На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пишу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник — к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

7 апреля — Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.
По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной — родителями Пресвятой Девы, — с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает 'Спаситель'). Так благая весть (отсюда — Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание — раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божиего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исайей в VIII веке до Рождества Христова.
Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни — как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения

Что есть в эти дни?

Если Благовещение приходится на дни Великого поста и до праздника Входа Господня в Иерусалим включительно, то в этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Если Благовещение приходится на дни Страстной седмицы — с Великого Понедельника по Великую Субботу, то в дни праздника разрешается вкушать только строго постные блюда, исключая в том числе и рыбные.
Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пишу отменяются — разрешается употреблять для еды любые блюда.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

(великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим — главный город Святой Земли — накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: 'Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!' — таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: 'Возьми, возьми, распни Его!' и произнесут страшное проклятие на свой народ: 'кровь Его на нас и на детях наших' (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника — Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя — пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Что есть в эти дни?
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим — также и саму рыбу.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется ЦерковьюСтрастной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

Что есть в эти дни?
В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.

В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.

Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; 'Отче! Прости им, ибо не знают, что делают' (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас — около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы — иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.

Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей — даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение куличей в день Пасхи.

По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой.
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: 'Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным'. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: 'Христос воскресе!'

 
Великий Пост
'Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных сграстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству...' - писал о. Иоанн Кронштадтский. Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.Великий Пост— это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост— самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название 'святая четыредесятница'. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой — Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.Неделя торжества православия.
Первая неделя поста называется 'неделей торжества Православия'. Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни.Крестопоклонная неделя.
Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.Благовещение.
Праздник Благовещения (7 апреля) — один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.
Вербное воскресение.
Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас — вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (от греч. 'вайа' — пальма). В Вербное воскресенье пост облегчается.Время духовной диеты.
После пьяного и веселого угара масленицы наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются.
Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню. Состоит он из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы. Это самый продолжительный и строгий из всех постов. Поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют те кто собирается поститься впервые. Пост, в представлении Церкви не является неизменной догмой в которой главное — слепое подчинение правилам. В него можно входить постепенно, для постящего впервые предусмотрены различные послабления. Каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете
Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным. Правда сегодня туристам-путешественникам приходится вовсе не так трудно, как ранее, да и сам путь чаще всего лишен опасностей. Однако исключение из правил, несмотр на научно-технический nporpecс осталось, и те, кто попадает под определение 'путешественника' смело во время пути могут пост и не соблюдать. Военные давно уже не носят латы и прочую громоздкую амуницию, но ограничения поста на современных солдат тем не менее тоже не распространяются. Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.Запретная еда
 Во время Великого Поста категорически запрещается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты на eго основе, рыбу, растительное масло и спиртное. На первый взгляд кажется, что oпределить запретную пищу можно невооруженным взглядом. На самом деле это не так. Большенство жвачек, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под постный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой и большей частью с 'быстрой едой'. В Великий пост особенно важно своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде. Большую роль играют домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья. Не лишними окажутся полуфабрикаты в виде замороженных продуктов ~ грибов, ягод, овощей. Особое внимание во время поста уделяют зелени, сушеной и соленой (петрушке, сельдерею, укропу и др.), пряностям. Их добавляют практически в любые блюда, ведь стол в это время скуден и прост, а разнообразить его можно только такими 'нюансами'. Исключения Но даже во время самого строгого поста возможны приятные исключения. Так, растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Рыбные блюда можно готовить в праздничные дни — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой). Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения). Во время Великого Поста есть и менее приятные ограничения. Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста — в эти дни вообще предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени — сухоядие (пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не жарится), а в пятницу и субботу -полное воздержание от пищи. Кстати, во время Великого Поста запрещается и половая жизнь. Разрешены поцелуи между женой и мужем, но только в темное время суток. С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда и отыграемся за 48 самоограничительных дней. Павел Пряников

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап, кап, кап Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник 'масленицы' — игрушки, принесенные вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что — то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, постится, к Светлому Дню готовится. Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица — жирнуха мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казанчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову...
Шмелев 'Лето Господнее'

На самом деле по установлению Русской Православной Церквипостных дней в году насчитывается больше, чем скоромных, а именно — их около двухсот. Посты делятся на 4 категории в зависимости от их строгости. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. Однодневные — это среды и пятницы.

Пост в среду установлен в память о предательстве Иисуса Христа Иудой, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти Сына Божия. По этим дням разрешено не поститься в Пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в Неделю мытаря и фарисея (она бывает за 70 дней до Пасхи и является первой из четырех недель подготовки к Великому посту), в сырную неделю (масленица). В Церковном месяцеслове есть еще три однодневных поста: в День Воздвижения Креста Господня, в День усекновения головы Иоанна Крестителя и накануне праздника Крещения Господня. Многодневных постов четыре: Рождественский, Великий пост, Петров пост и Успенский пост. Рождественский пост начинается 15 ноября и продолжается 40 дней, до Рождества Христова, т. е. 25 декабря (по старому стилю). По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. В среду и пятницу предписывалось сухоедение, во вторник и четверг разрешалось вино, в субботу и воскресенье начинался самый легкий пост — можно есть рыбу. Строгость поста возрастала в последние шесть дней, когда всякая рыба запрещалась. С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным Уставом:
«сухоядение» - то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» - вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» - в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим.
Великий пост начинается после масленичной недели и продолжается 7 недель. Это один из самых строгих постов, посвященный памяи сорокадневного поста Иисуса Христа, который после крещения удалился в пустыню.

И все же, что было принято есть во время Великого поста. Ответ на этот вопрос мы опять можем найти у Шмелева:
В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, 'кресты' на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое — то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...

Я в свою очередь постараюсь представить на Ваш суд как можно больше разнообразной пищи, но сразу хочу сказать, что те люди, которые сравнивают пост со своего рода диетой глубоко ошибаются. Самое главное во время поста это не физическое голодание,а нравственное и духовное очищение.

Что можно и нельзя есть в пост?

В вопросе о том, что можно и нельзя есть в пост, две составляющие. Первая — сугубо гастрономическая, вторая — смысловая.
Что касается ограничений в еде во время Великого поста, на этот счет существуют определенные правила. Они прописаны в Типиконе (Уставе), их цель — воздержание плоти. Из рациона исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца и рыба. В определенные дни поста запрещено даже приправлять еду растительным маслом.
Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Что можно пить в пост?

Типикон, богослужебный Устав, который регулирует также церковные посты, в определенные дни разрешает даже пить немного вина. Но тут, как и в еде, надо понимать свою меру. Одному «две красовули», то есть две определных емкости вина, о которых говорит Типикон, не принесут вреда. Другому стоит отказаться от алкоголя полностью. Мы все так или иначе знаем свои слабости, и должны сами или с помощью духовника решить, как с ними бороться в пост.

Что касается чая и кофе, вопрос неоднозначный. Мне нравится, что все больше и больше людей сегодня ведут здоровый образ жизни и, в частности, следят за тем, чтобы на стол к ним попадали как можно более натуральные и полезные продукты. Во время Великого поста мы специально немного ослабляем свой организм воздержанием, чтобы сосредоточиться на своей душе, на молитве и покаянии. Стоит ли в этот непростой период травить себя химическим растворимым кофе или давать излишнюю нагрузку сердцу употреблением кофеина (которого в чае, кстати, еще больше, чем в кофе)?

Если вы любите кофе и пьете его каждый день, попробуйте поставить эксперимент. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться.

 

Можно ли ходить в кафе в пост?

Пост — это время, когда мы отказываемся от того, что нам особо приятно. К примеру, любит человек черный хлеб с подсолнечным маслом, посыпанный солью. Любит настолько, что порой среди ночи бежит на кухню, чтобы себя усладить. Так вот, если ты от чего-то зависим настолько, попробуй отказаться от этого.
Можно не поститься ведерком картошки и поститься маленьким кусочком рыбы. Все зависит от того, что творится у нас внутри.
Что касается кафе, не вижу ничего дурного, если вы будете периодически есть там во время Великого поста. Многие заведения предлагают постное меню, и это очень хорошо. Кроме того, современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода. Либо ты ешь в кафе, либо весь день остаешься голодным.
Другое дело — «постные изыски». Если вы идете в кафе, чтобы вдоволь наесться постными блюдами, подчас еще более причудливыми, чем непостная еда, стоит задуматься, а пост ли это?

Можно ли расписываться и венчаться в пост?

Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция.
Конечно, в этом церковном правиле бывают исключения. Например, я знаю случай, когда молодой человек отправлялся на войну в Чечню, и правящий архиерей благословил пару на венчание в пост.
Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет.
Если по каким-то жизненным обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно будет сразу после поста.

 

Можно ли целоваться и вступать в супружескую близость в пост?

По традиции, приступать к близости с супругом можно лишь в те дни, когда разрешается венчание. В дни поста венчаться не принято.
Но надо помнить, что Церковь, — это не свод запретов и нормативов. Это живой организм, наша родительница. Как мать, Церковь может сетовать на несоблюдение своих советов, но она относится к каждому своему ребенку с пониманием и любовью. Если физиология одного или обоих супругов не позволяет полное воздержание от близости в долгие 40 дней поста, то Церковь идет на уступки.
Если же ваш супруг неверующий, вам тем более будет трудно объяснить ему, почему пост — время воздержания. Ссоры по этому вопросу могут не только расшатать брак, но и подтолкнуть мужа или жену к серьезному греху — измене, блуду. Если этот грех свершится, виноваты будут оба.
Вообще в этом вопросе все должно быть, как говорит Апостол Павел, по согласию.
Что касается поцелуев, то, если у супругов есть чувство меры, поцелуи между ними вполне дозволительны. Это проявление нежности. Тем более если речь идет о так называемом «святом лобзании», когда христиане здороваются или прощаются друг с другом.

 

Можно ли заниматься спортом в пост?

В приходе, где я служу настоятелем, есть профессиональные спортсмены. Это благочестивые люди, которые делают много добрых дел. Спорт — их работа, и, конечно, они не имеют возможности отказаться от нее в период Великого поста. Кроме того, у спортсменов есть определенный график питания, связанный с большой физической нагрузкой, поэтому строгие ограничения в пище им противопоказаны.
Если вы не спортсмен, а просто занимаетесь физкультурой для поддержания физической формы, продолжайте на здоровье! Главное — не делать из тела культ.

 

Можно ли беременеть в пост?

К каждой ситуации стоит подходить индивидуально. Советоваться с духовником, читать церковную литературу, исходить из особенностей характера каждого из супругов.
Если вы можете воздержаться от зачатия чада в пост, это хорошо. Но если зачатие произошло, ни в коем случае не надо считать ребенка «обреченным на несчастье» и тем более делать аборт. Ребенок совершенно ни при чем, у него своя жизнь, в которой он будет отвечать перед Богом за свои поступки. Потому что, как пишет Священное Писание, не бывает так, чтобы «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

 

Можно ли курить в пост?

Все зависит от того, как поставить вопрос. Пост — это время покаяния и молитвы. Можно ли курить, когда молишься? Почти все ответят: нет. Поставим вопрос иначе. Можно ли молиться, когда куришь? Конечно, да, потому что молиться можно всегда.
Курение — зависимость, а любая зависимость — это грех. Вопрос в том, что вы как верующий человек ставите во главу угла. Может быть, стоит попробовать испытать себя? К примеру, бросить курить на 40 дней Великого поста. Или курить не пачку в день, а в два раза меньше.  Тогда станет понятно, вы владеете сигаретой или сигарета владеет вами.

 

Можно ли гадать в пост?

Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.

Можно ли читать в пост светскую литературу?

Светская литература, особенно если речь идет о русской классике, — чаще всего глубоко христианская. Если вы сомневаетесь в этом, советую прочесть замечательный труд литературоведа Михаила Дунаева «Православие и русская литература».
Если вы хотите, чтобы Великий пост стал особым временем, то, конечно, стоит переосмыслить все стороны повседневной жизни, придать им новое измерение. Нет никакого запрета на светскую литературу, но будет полезно, если вы обратите свое внимание на духовные книги. Тем более, сейчас они легко доступны.
Если вы уже читали, к примеру, поучения аввы Дорофея, ничего страшного, если Великим постом вы их перечитаете. Еще не знакомы с «Лествицей» Иоанна Лествичника? Откройте ее для себя. Изучите в период Четыредесятницы «Слово на Святую Пасху» святителя Григория Богослова, и вы обнаружите, что это и есть Пасхальный канон.
В пост мы не отягчены едой и вообще всем своим существом устремлены к Богу, поэтому любое духовное произведение воспримем с особым вниманием.

 

Можно ли исповедоваться и причащаться в пост?

В период Великого поста в храмах особенно много исповедников и причастников. Конечно, хотелось бы видеть столько же людей в другие дни церковного года, но в любом случае отрадно, что люди понимают значение Четыредесятницы. Ведь Великий пост — особое время для покаяния, молитвы и соединения с Господом через Таинство Причащения.
Как часто нужно причащаться в пост? Мнения по этому вопросы разнятся. Некоторые  считают, что за 40 дней Великого поста достаточно два раза подойти к Чаше, другие говорят, что следует причащаться один раз в день. Каждый из нас должен решить этот вопрос для себя. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащение, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя.
Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

 

 

Оставить комментарий