Статистика


Бельтайн

Совсем скоро загорятся огни Бельтайна.
Сласти и страсти.
Цветение весны, встреча лета, яркое Солнце, наполненная соком Земля.
Колдовство и страсть.
Есть два волшебных дня в году у северных народов: Бельтайн — открытие летней половины года, Самайн — открытие зимней его части.

 

Из Колеса года именно эти два праздника и, пожалуй, еще Йоль, в наибольшей степени сохранили свои древние традиции, и именно эти праздники отмечаются северянами примерно в одно время на разных территориях.
Первые первомайские торжества восходят и к северным корням, к гэльскому празднику Бельтана, отмечающему начало лета, и к южным, к древнеримскому празднику Флоры, весенней Богине.

Языческие корни праздника были причиной попыток запретить праздник. Например, в Британии 30 января 1649 года пуританскому правительству удалось запретить Первомай, однако он был восстановлен королем Карлом II в 1660 году.
В Германии языческий — колдовской — праздник пытались заменить днем памяти канонизации святой Вальпурги. В результате ночь, посвященная святой, стала ассоциироваться с шабашем ведьм.
Было еще немало попыток отменить или заменить Первомай, но, оказалось, что это то же самое, как попытка отменить радость сердец, открывающихся близкому лету.

Бельтайн — Beltane или Beltain — иногда переводят как «яркий огонь», «белый огонь», иногда связывают с именами древних кельтских богов Белена или Беленуса, Бога Солнца и Плодородия. Интересно, что нам знаком первый корень общего кельтского слова «belo-tenia» или старинного слова английского bǣl — белый. Светлый.
Традиционно его отмечали 1 мая, начиная после заката 30 апреля, или в середину между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (в 2021 году это 4-5 мая), и традиционно отмечался несколько дней подряд. В этом году энергетически он все-таки короткий (из-за убывающей Луны) и как раз 5 мая завершится.

Kate Greenaway. Victorian Flower Girls

Как все древние праздники, Первомай на севере был посвящен сельскохозяйственным процессам: выгону скота на летние пастбища. В это время проводились ритуалы для защиты скота, урожая и людей. Костры, зажигавшиеся в ночь перед Бельтайном, их пламя, дым и пепел считались наполненными колдовской силой.
Накануне праздника все домашние огни гасились, чтобы потом зажечься вновь от больших костров Бельтайна.
Если костров было несколько, то друиды или деревенские колдуны прогоняли скот между кострами и очистить животных от духов, дурного глаза или болезней. Люди тоже ходили вокруг или между костров, перепрыгивали через пламя или тлеющие угли.
Считалось, что в смену сезонов Духи Природы особенно активны. В Бельтайн и в Самайн Духи, ведьмы и колдуны собираются на свой собственный праздник.
Впрочем, Бельтайн — время доброго (летнего) волшебства, от которого все ждут переполняющих сердце радостей, сказок, перемен к лучшему, будущего урожая, исполнения желаний, поддержки в новых начинаниях и, конечно, открытия любви. Время обращений к Высшим, восхвалений Бога и Богини, ведьминых танцев, праздника Духов.

Итак, в канун Бельтайна (в Вальпургиеву ночь) во всех домах погаснут огни.
На землю выходят все магические Силы, чтобы блуждать и веселиться.
Тут и ведьмы слетятся на шабаши, появится малый народец, вылезут из водоемов водяные и русалки, лешие выйдут из леса. А потом, навеселившись до упаду, проберутся к домам, посмотреть, кто не ждет Майского огня, кто забыл про праздник Природы, кто Майскую ночь проводит в болтовне, а не в подготовке к Лету, кто не уважает Силу Солнца.

Francisco Goya. Madrid. 1798. Witches Sabbath

Перед рассветом жители деревни выходили из домов и выгоняли свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костров места, все становились в ров вокруг главного костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигается с появлением первых лучей солнца.
От костра зажигались факелы, с которыми обходили деревню, скот, дома, а затем зажигали новые огни в очагах.
Когда костры угасали, люди обмазывали себя пеплом и посыпали им свои посевы и скот.

В нынешнюю эпоху тоже неплохо почистить себя огнем и зарядиться его энергией. Если нет костров, то подойдут и свечи. Лучше брать свечи цвета Бельтайна (зеленые, красные, белые или золотые)
Ставьте свечу на алтарь или алтарное покрывало на столе или подоконнике, если специального алтаря у вас нет, вглядитесь в огонь, согрейте на нем руки. Когда почувствуете, что руки ваши наполнились теплом огня, проведите ими вдоль себя от макушки до ног — не прикасаясь, а где-то на расстоянии 5-10 сантиметров от тела. Если где-то в теле есть узлы или вы чувствуете руками темноту, «соберите» ее в ладони и сожгите на свече. Так можно чистить себя до тех пор, пока не перестанете находить на себе «темных» участков.
Напоследок еще раз наполните руки огнем, соединив их в чашу над пламенем. «Возьмите» это пламя в руки и омойте себя сверху: представьте, как ваши ладони наполнены огнем, вы поднимаете огонь над головой и словно выливаете его на себя, раскрывая ладони: огонь течет сверху вниз, наполняя все ваше тело.
Точно так же можно почистить и наполнить энергией своих близких и даже детей, только не совсем маленьких, а где-то с шести-семи лет. Совсем малышей лучше чистить водой.

James Hayllar (1829—1920). May Day

Крестьяне открывают загоны и выгоняют скот, а заодно собирают первый — пока символический — урожай: свежая первая зелень, которую каждая хозяйка растила в огороде.
Люди призывали благополучие семьи, общины, тепло в дом, праздновали соединение между Богом-Солнцем и Богиней-Природой, которая расцвела, наконец, готова принимать и дарить, любить и рожать. Рогатый Бог, Бог-Олень, Зеленый человек, Бог Солнца и Богиня-Природа благословляют леса и поля, каждого живущего в них.

Совершив ритуальное очищение огнем, люди наряжались в венки из молодых цветов и листьев. Молодежь уходила в лес и проводила там всю ночь, отмечая время соединения и плодородия, а значит, время Любви. Именно о любви, о новой паре и детях следует просить в этот день.

Каждый мог заниматься любовью
С милой своей, не чувствуя вины.
Когда май строил дома из листьев,
И никто не входил в те дома под деревьями
Кроме двух влюбленных.

Надежда Ильина.

А свадьбы в это время играть не надо. Считалось, что пары, соединившиеся в шалаше любви под звездным майским небом, недолго пробудут вместе, поскольку соединение это было случайным, впереди много дел на полях, не до новых свиданий будет. Поэтому и свадьбы намечали или в июнь (если после майских гуляний понятно, что приплод будет), или уже на осень, когда пара сознательно решила остаться вместе.
Так что о любви просить правильно, но в быстрые отношения кидаться в мае не стоит — переживите вместе лето, поработайте в поле или на огороде, вот тогда и подумайте, сможете ли вы быть вместе.
Одна из древних традиций говорит, что пара, которую в Бельтайн выбирали Королем и Королевой праздника (обычно это были самые красивые юноша и девушка деревни — образ Солнца и Природы), должна была провести в любви время на пашне, чтобы земля дала богатый урожай.

Beltane Painting by Nichol Skaggs.

Как и в другие сельские праздники, в Бельтайн важно значение играла трапеза. Традиционно она соответствовала времени года, а значит, в Бельтайн еда была довольно скромной, чаще вообще постной. Главным блюдом были лепешки из овса или грубой муки, они же были и основным ритуальным блюдом. Лепешки пеклись на горячих углях (на сковородке дома тоже можно), после выпекания лепешки сразу давались в руки — их не клали на тарелку или стол. Важно было удержать горячий хлеб, чтобы с его жаром в тело вошли тепло и жар Солнца.

Готовили блюда из зелени. Хорошо пойдут зеленые салаты, зеленые щи, яйца и молочные продукты. Например, молодой сыр или творог с зеленью. Блюда из сушеных грибов — супы, пирожки. Салаты из щавеля, крапивы и одуванчиков. Молоко с медом.
Из мяса на столе были баранина и птица, причем, ягненка приносили в жертву и мясо делили с Духами.
Пили на Бельтайн пиво или настоявшуюся за зиму настойку на травах и ягодах. На костре варили коудл (caudle или caudel) из яиц, масла , овсянки, молока и вина. Часть смеси выливали на землю в качестве дара Природе.
Овсяный пирог, тоже традиционное блюдо Бельтайна, часто делили не только между людьми, но и предлагали Духам, чтобы защитить дом и скот (хозяйство): кусочек, чтобы защитить коров, кусочек, чтобы защитить овец, и т. п. По кусочку предлагалось и каждому животному, которое могло навредить дому: орлу, лисице, волку...

Дирк Халс (1591—1656) Hals Dirck. Сельский праздник

В этот день дома среди домашних и друзей можно поиграть в древнюю игру: половина самой большой — первой — первомайской лепешки обмазывалась черным углем, затем лепешка разламывалась на столько частей, сколько людей собралось за столом. И каждый, не глядя, получал кусочек от старшего в доме. Кому досталась светлая часть, тот год проживет радостно, счастливо и богато. Кто выбрал черную часть, того ждут трудности. Чтобы уберечься от них, надо совершить подвиг или выкупить свое счастье у темных сил.

Подвиг должен показывать удаль и мужество человека: Бельтайн, напомню, праздник молодости, когда проводились турниры, шуточные бои и подвижные игры.
Выкупом же могли быть цветы и конфеты, монетки, ленточки, украшения. Их подносили Духам на алтарь, клали на порог, чтобы разгулявшийся малый народец, ведьмы и колдуны в дом не заходили, а подарки забрали и ушли с благодарностью к тому, кто им их преподнес.
Кроме того, дарили эти подарки детям и молодым красивым девушкам, ленточками, гирляндами, цветными платочками и бусами украшали Майское дерево.
Того, кто себя не выкупит, надо бросить в огонь и принести в жертву Солнцу и волшебным силам, его пеплом надо удобрить молодую землю. Символически делали вид, что его бросают в огонь, а затем долгое время с человеком не общались и даже говорили о нем, как о мертвом. Так человек словно проходил круг смерти.

Поднимание майского дерева. Фредерик Гудолл (1822—1904)

Майский столб, майское дерево — еще одна традиция Бельтайна. Делали его в разных традициях разными способами: где-то это было дерево, растущее в центре деревни, где-то ставили специальный столб, который красили к празднику, а потом украшали кольцами, цветами и лентами. Почти на всех картинах, посвященных Майскому дню, его видно. Дерево (столб) было своеобразным символом мужского начала (фаллический символ), а венок на его вершине и букеты вокруг него становились символом Женщины.
Деревом обычно была береза. Майские шалаши (те самые шалаши любви) тоже строили в березовой роще или из березовых веток. Береза становилась символом любви и нового расцвета.
Иногда вместо столба или березового дерева украшался терновый куст, а могла быть и просто ветка, украшенная цветами, лентами, конфетками и фонариками.

Вот еще один ритуал, который вполне можно самостоятельно сотворить в Бельтайн:
Для начала находим березовое поленце (можно небольшое) и всячески его украшаем, зовем в него Силу Солнца, Любви и Природы. Можно спеть для него или станцевать вокруг, предварительно установив в своем доме (на стол или табурет, например), призывая в себе любовь, гармонию, радость, здоровье и все хорошее. Одинокие женщины могут попросить у Символа Мужчины собственно мужчину.
Украшая Столб, можно просить его о качествах мужчины: повесьте на него золотую цепочку или прикрепите денежку, в знак того, чтобы у мужчины водились средства, синюю ленточку — в знак его мужественности, белую — в знак верности, розовую — чтобы нежным был, любовь в нем была, зеленую — чтобы был здоровым.

То же самое можно просить для своей семьи, а то и вовсе для себя, тогда украшаем Столб с соответствующими пожеланиями. Можно украсить растущую в лесу или на даче молодую березку, а затем попросить у нее листочки, сок или веточек. Только, во-первых, попросить, во-вторых, обязательно замазать место среза, чтобы не погубить дерево. В старину резали без помощи стали — малый народец не любит железа.

Листочки и веточки березы можно принести домой, использовать в банном венике или просто высушить в доме, чтобы такой «букет» в течение года нес в дом ощущение праздника и весны. Кстати, листики с майского дерева можно с просьбой о Любви к Богу Солнца и Богине Природы подкинуть симпатичным вам мужчине или женщине — легкий безболезненный приворот. А можно заварить их для ванны, чтобы самому наполниться здоровьем и привлекательностью. Причем, привлекательность будет не наносная, а такая, которая идет из естества человека. Она будет показывать то хорошее, что есть в человеке на самом деле.
В Бельтайн посещали священные источники — такими в эти дни становились даже обычные колодцы, а Белтайнская роса, считалось, приносила красоту и поддерживала молодость. Если с вечера набрать воды в открытую емкость и оставить ее на ночь на алтаре, то утром можно ею умыться пожелав себе красоты и свежести.
У колодца, реки или ручья во время праздника хорошо оставить монетки, чтобы Духи подарили в ответ привлекательность. Первая вода, взятая из колодца утром Бельтайна, считалась особенно волшебной.

Еще раз скажу, что цвета Бельтайна — это золотой, зеленый, розовый (красный) и белый. Так что эти цвета должны присутствовать обязательно в украшениях дома и Майского Дерева, а также среди свечей, которые вы зажигаете в этот день. А вот носить на себе в этот день лучше белое, но не красное и не зеленое, чтобы Духи не перепутали вас со своими сородичами и не утащили вас с собой.

Духи и ведьмы продолжают ходить по полям! Если вы еще не накормили их, не напоили, не преподнесли подарки, то ждут вас разные неприятности. Срочно обернитесь вокруг себя, нет ли у вас какой-нибудь голодной Силы рядом? Ведьма, Дух, чертенок...
Оборотень-лисица...

Richard Doyle, The Fairy Tree, c.1865

Если вы обнаружили что-то подобное, быстро накормите, подарите подарок и... отправьте подальше, чтобы дома у вас не засиделось. Много впереди забот у Волшебной Силы — по полям ходить, скотину воровать, одиноких путников заманивать в теплые леса и воды, девушек одурманивать, детишек подменивать, юношей и девушек соблазнять. Пусть идет себе, от вашего дома подальше.

В древности на пороге дома для защиты от злых сил и колдунов раскладывали цветы примулы, ноготков, ранних роз, сирени, рябины, бузины. Бузина — дерево магическое, ее присутствует обеспечивает благословение фей. В некоторых традициях в дом рвут боярышник. В других наоборот — никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник, потому как это принесет беду и любовную неудачу. Я предпочитаю его не трогать, оставить до осени, когда он даст вкусные и целебные плоды.

Ветвями рябины и бузины, букетами обменивались и люди — в знак плодородия и богатства. Не забудьте украсить свой дом молодой зеленью в Бельтайн.

Кроме цветов и маленьких подарочков для детей и представителей Силы ничего в этот день не дают и не дарят. Нельзя на Бельтайн отдавать деньги, брать и давать в долг, дарить имущество, одалживать соль, огонь, уголь, кормить щедро со своего стола. Гостям полагаются только те самые лепешки.
Тепло только началось: разбазаривать то, что осталось от зимы сейчас, когда только начали работы в поле, только скотину пастись выпустили, — значит, не уважать Природу. Щедрость хорошо проявлять после сбора урожая — на Самайн: цыплят считают по осени.

Конечно, перед Бельтайном важно почистить жилье и свою жизнь. Выкинуть все старое, лишнее, ломанное, что больше не пригодится, что себя отжило за зиму. Это относится к вещам, людям, отношениям, килограммам, болезням... В баню можно сходить, дом прибрать, старые ботинки выкинуть, расстаться с лишними иллюзиями, признаться в любви или разойтись окончательно.
Начать новые дела или хотя бы заложить первый камень в фундамент нового проекта.
Загадать желания. Записать планы.
В этом году Бельтайн короткий, так что начнем с 26 апреля, то есть с Полнолуния, и закончим 5 мая.

В Бельтайна стоит просить для себя Любви, Добра, Радости, Блага,, Богатства, Удачи, Дорог, Здоровья. Читать молитву Солнцу и Природе. Например, такую.

Великое Солнце, Великий Отец, приветствую тебя!
Великая Мать, Мать-Природа, приветствую тебя!
Зажгите огни Бельтайна, огонь лета, осветите мой путь лучами, зажгите пламя в моем сердце, согрейте мое тело, пустите тепло в мою кровь. Наполните светом и радостью мою жизнь, чтобы взлетела моя душа вверх, приветствуя Солнце.
Исцелите Землю, исцелите меня (и членов вашей семьи поименно, если вы просите не только за себя), благословите год и его урожай.
Пусть мой огонь соединится с огнями лета во всем мире, пусть поднимется пламя, пусть оно соединится с Великим Солнцем и останется пылать в моем сердце.
Взойди Великое Солнце, расцветай Мать-Природа, принесите мне любовь, урожай, силу и радость!

А эту гэльскую песню (Am Beannachadh Bealltain — Благословение Белтейна) услышал фольклорист Александр Кармайкл (1832—1912) (перевод мой, очень вольный).

Бельтайн, троекратно благослови в истине и добре
Меня, мою супругу и моих детей.
Пусть дети мои и их возлюбленная мать
Веселятся всласть на душистой равнине у Веселой Горы.
Освяти мое жилище и все мои владения,
Всех коров и поля, все стада и зерна,
Одари мой край благословением и счастьем
От моря до моря, от волны до волны.
Каждый ручей и каждую гору.

Совершать молитву лучше на рассвете. Свечи или костры Бельтайна должны догореть.
Пусть Солнце будет благосклонно к вам.

Готовьтесь к празднику. Всех благ!

Ваша Вишень Ли.

Angela Hansen. Heartwood

https://fox-cherry-lee.livejournal.com/767556.html

Оставить комментарий