Имболк — 2 февраля
Имболк (Imbolc) — это одна из восьми точек силы. Обычно он празднуется 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
Другие названия праздника: Имболг, Имболх, Имэлк, Пора Свечей, Пора Огней, Бригантия, День Бриждит, Конец зимы – начало Весны, Праздник течения молока, Праздник Факелов, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, Возвращение Весны, Бокогрей.
Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают проявляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начинает двигаться к теплу и обновлению и зимние холода неизменно отступят перед надвигающейся весной, несущей с собой пробуждение жизни. Важными аспектами праздника считаются огонь и очищение.
Праздник посвящён кельтской богине Бриггите. Бригит (Бригид, Брайд, Брид) – богиня поэзии, исцеления, кузнечного ремесла и акушерства. Как богиня и как святая она также ассоциируется со святыми источниками, священным пламенем и исцелением. Некоторые в этот день зажигают свечи, представляющие возвращение тепла и возрастающей силы Солнца.
Есть данные, что более ранний вариант праздника соотносился с культом медведя. Медведь ассоциировался с мудростью и пробуждением земли. В настоящее время сложно восстановить суть того древнего культа, но остались свидетельства, что в Ирландии в этот день делали фигуру медведя, которой подносили мед. Также на праздник потребляли алкогольный напиток из меда. Эти обычаи существовали еще долгое время даже после того, как в Ирландии не осталось медведей.
Говорят, в канун Имболка Бригит гуляет по земле. До того, как отправиться спать, можно оставить снаружи что-то из одежды или ткань, чтобы она благословила их. Глава дома разрыхляет и выравнивает золу, оставшуюся в камине или от костра. Утром на ней ищут знаки того, что Бригит была здесь ночью или утром. Одежду и ткань заносят в дом – считается, что теперь они обладают силой исцеления и защиты.
На следующий день девушки проносят Брайдог по деревне или кварталу, от дома к дому, где ее встречают с большим уважением. Взрослые женщины – замужние или живущие самостоятельно – остаются дома приветствовать процессию Бригит (возможно, приношениями в виде монеток или закуски).
На Имболк также почитают Персефону, Деметру, Софию, Юнону Фебруату, всех девственных и юных богинь, а также всех богов огня и пламени, богов, связанных с новорожденным солнцем.
Славянские народности в этот день празднуют Громницу – начало периода дождей и День Медведя, который по поверьям просыпается как раз в это время, что является явным признаком приближающейся весны. Примерно в это же время древние римляне праздновали Луперкалию – своеобразную церемонию возрождения.
Цвета, символизирующие этот праздник, — белый, желтый, розовый, голубой, салатовый, оранжевый, коричневый и красный. Для украшения дома и алтаря можно использовать их, а также следующие символы: лампы, метлы, соломенные куколки, ветви вечнозеленых растений, чаша снега, изображения богинь-дев, желтые цветы. Из благовоний лучше всего подойдут: розмарин, корица, глициния, ладан и мирра.
Также это праздник домашнего очага; праздник удлиняющихся дней и первых проявлений весны. Ритуалы в этот день могут включать зажжение камина, специальную еду, гадание или наблюдение знамений (серьезно или в виде детских игр), большое количество свечей и, возможно, костер на улице, если позволяет погода.
В этот день на стол подают молочные продукты, различные семена, а также пряное вино и травяные чаи.
В викканских традициях во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Бог — еще маленький мальчик — начинает чувствовать свою растущую силу. Богиня набирает силу, а вместе с ней начинает пробуждаться еще скованная снегом и льдом земля. Таким образом праздник символизирует возвращение в мир Солнца, которое ещё слабое, но набирает силу.
Это время считается самым лучшим для всех магических ритуалов, особенно для посвящения.
Энергия этого праздника восстанавливает истощенные или загрязненные земли, смягчает жесткие позиции некоторых людей, которые могут привести к конфликтам между округами или этническими группами и к изоляции части населения страны из-за предвзятого отношения. Этот праздник способствует повышению благосостояния и благополучию, маленьких детей и животных.
Отдельному человеку эти ритуалы приносят умственное, эмоциональное и духовное возрождение, особенно если он обижен или недостаточно уверен в себе. Если вы проведете ритуал, к вам вернутся оптимизм, уверенность, завяжутся прочные новые знакомства, ведущие к любви или дружбе.
Как праздновать Имболк
Древние народы полагали, что к этому дню Богиня Природы выздоравливает и после зимнего сна, и после рождения Бога Солнца. С начала февраля Природа – это обновленная, возродившаяся дева, которая скоро выйдет на поверхность земли. В связи с этим время Имболка – это и время инициации. Например, для молодых ведьм и колдунов – в это время часто проводятся обряды посвящения, а также для детей, которых могут впервые усадить за стол с взрослыми членами семьи.
Снова гадают. Замечу, что тему смерти в этот день стараются не поднимать, чтобы не пугать и так уже отчаявшихся людей. Говорим о жизни. Так что гадают на урожай. И, конечно, на свадьбы, которые могут состояться весной.
Зарождение жизни связано и с рождением потомства у домашней скотины – появляются детеныши и самки начинают давать молоко. Именно свежее молоко – главное угощение Имболка. Но в целом стол не слишком разнообразный: как мы уже знаем, запасы продуктов подошли к концу и сейчас важно отмечать символ, а не тратить ресурсы. Угощение похоже на наш масленичный стол – молоко, свежая сметана, масло, блины, варенье и мед, оставшиеся с осени. Ставят на стол соленую и вяленую рыбу, пойманную до холодов: свежей рыбы мы сейчас не увидим – рыбаки не могут выйти в море, мало и мяса – рачительный хозяин не зарежет ни новорожденный молодняк, ни только что отелившуюся корову.
Если же мясо сохранилось с осени, с Самайна, то на стол его подают, обильно посыпая перцем и травами, добавляя лук и чеснок – для поддержания сил и для уничтожения заразы (целительные свойства лука и чеснока наши предки хорошо знали). Богатые люди могли позволить себе зарезать курицу, но такая возможность была не у всех. А как раз блины на молоке и яйцах были доступны многим. Едят и просто хлеб, поджаривая его на сливочном или топленом масле, обильно натирая все теми же травами, луком и чесноком.
Из напитков мы можем попробовать горячее молоко с медом, травами и специями. Думаю, что сейчас каждая хозяйка может нагреть молоко с корицей и ванилью, добавив меда по вкусу. Пили и алкоголь: сладкое вино смешивали с кипящей водой, добавляли сухие листья розмарина, мяты, гвоздику и корицу. Для тех, кто боится за свое здоровье в холода, можно согреть вино, добавив сушеные ягоды облепихи и брусники. Если нет сушеных ягод, сгодятся и мороженные или перетертые с сахаром.
Не забудем мы и духов: в древности кружку горячего молока выливали в специально вырытую ямку около дома, обязательно ставили молока домашним духам, один блинчик (или кусок хлеба с маслом) также выносили на улицу, принося его в дар Природе. Между прочим, круглый, горячий, сытный блин символизирует… Что? Ну, конечно, Солнце. Обязательно подкармливают птиц – им сейчас крайне тяжело. Фигурку или рисунок синички можно поставить и на алтарь.
В день Имболка стоит оставить все дела. Откладывали прялки, убирали оружие. В такие холода надо бы поберечь силы, отдохнуть от дел. Следует очистить мысли и тело, чтобы весна понимала, как мы ждем ее – мы не заняты другими заботами, мы помним о ее приходе.
В отличие от других праздников Колеса года, Имболк – это праздник совсем домашний, камерный. Не желательно было посещать другие деревни, потому что там нет у вас близких, а дорога назад холодная и страшная. Не принято и приглашать гостей – это все же не Масленица, нет широких гуляний, сберечь бы то, что имеем, посчитать бы собственные зимние потери, обогреть бы свой дом. Да и двери лишний раз открывать не стоит, чтобы не звать в дом мороз.
Зажигайте свечи на столе и на окнах, обращайтесь к уходящему Солнцу и просите его завтра подняться снова. И пусть ваши свечи горят до утра, чтобы ваш огонь мог встретиться с рассветом, чтобы Солнце каждый день прибавлялось и постепенно согревало остывшую землю, чтобы в сердцах сохранялась надежда.
Дом и алтарь в этот праздник снова украшается вечнозелеными растениями, но теперь неплохо было бы найти цветы – смело отправляем падчерицу (или кого не жалко) в лес за подснежниками!
Если с подснежниками или с падчерицей совсем беда, то сойдут и сушеные растения и ягоды – лавровый лист, чистотел, мать-и-мачеха, розмарин, брусника, облепиха и т.п. Основные цвета – белый и голубой (чистота зимы) и желтый (Солнце). Из украшений выбираем белые и желтые ленты, символы ложа невесты. Например, можно на алтаре или на подоконнике соорудить из чистой белой ткани что-то вроде кукольной постели, украсить его кружевами и лентами. Дальше по желанию – вы можете сделать куколку-невесту и уложить ее на ложе, а можете оставить его пустым, приглашая в него юную Богиню Природы. В голове и ногах ложа ставятся белые свечи, которые вы и зажжете на закате дня, прося Природу благословить священный праздник.
Количество свечей в ночь Имболка зависит от вашего желания – источники не сходятся во мнении на этот счет. Видимо, это зависело от того, у кого сколько их вообще осталось к февралю. Важно лишь, зажигая свечи, помнить то, ради чего они горят: во имя весны, тепла, чистоты, обновления, любви, равновесия, новой жизни, надежды, силы, пути вперед.
Огонь, горящий в холодную ночь Имболка, отразится в солнечных лучах, и никогда не погаснет.
Благословенным будь Огонь!
Не сожги, а обогрей.
Освети путь в новую весну,
Сбереги дом и обитателей в нем.
Подари им истину, чистоту, здоровье и радость.
Ты яркий свет в темной ночи!
Останься в наших сердцах
Во имя Бога и Богини,
Во имя Природы и Солнца.
Да будет так.