Комментарии
Статистика


МАБОН

Осеннее равноденствие, праздник второго урожая в северном полушарии.

 

Первый отмечали на Ламмас, последний будет в Самайн.

 

В 2021 году переход Солнца в зимнюю половину года состоится 22 сентября в 22:21 по Москве,

 

а сам праздник можно начинать уже сегодня вечером и завершить 23 сентября.

 

Хотя традиционно праздники урожая длились больше недели.

Александр Мохов. Щедрая осень.


Наверняка, кто-то морщится при упоминании Мабона. Правда? Давайте возьмем это название как обозначение современного праздника осеннего равноденствия.
Конечно, в древности единого праздника не было: в северной Европе отмечали в его разные годы в разное время как сбор урожая и начало ярмарок. Название «Мабон» связывают и с именем валлийского Бога, сына Света и Матери Земли, и с именем валлийской или корневильской святой Мабенны (Mabenna, Mabyn, Mabon), отголоски памяти о которой уходят еще в IV век нашей эры, чей день приходится на 21 сентября, но о которой ничего толком неизвестно кроме того, что она вышла из очень плодовитого на детей Рода.
Вторая версия мне кажется более правдоподобной, но в любом случае к дню осеннего равноденствия в нынешнем понимании название пришло уже в XX веке вместе с неоязычеством. Будем его использовать для ясности.
Ясно и то, что к кельтам этот праздник имеет слабое отношение: по времени сбора урожая кельтам ближе Самайн. А наиболее родственным по духу и времени для Мабона будет германский праздник Октоберфест или Volksfest, то есть народный праздник, который отмечается еще с 1700-х годов.

Виктор Низовцев. В осенний денек

Но, несмотря на историческую путаницу и разные традиции северных народов, праздник осеннего равноденствия стоило бы выдумать, если бы его не выдумали до нас: подведение итогов лета, магическое проводы Солнца в зимнюю часть года, точка идеального равновесия.
В этом году праздник еще хорош тем, что накануне — 21 сентября — нас ждет Полнолуние, Луна Жатвы, так что энергетически дни сильные и значимые.

Говорят, что, когда день становится короче ночи, Богиня-Природа спускается в Царство мертвых. Бог-Солнце остается бродить в одиночестве, чтобы присоединиться к Богине во время Самайна и оставить Мир во тьме и одиночестве.
Вот и получается Мабон праздником радостным (урожай собрали, основные хлопоты закончились) и одновременно грустным — это окончательные проводы лета.

Wendy Andrew. Autumn Equinox

К празднику урожая уже всё собрано. Каждый знает, с чем идет в зиму. Главная задача Мабона — подведение итогов. Собран хлеб, собраны овощи, корнеплоды, ягоды. Вовсю идет сезон охоты и появляется мясо на столе. Собирают и сушат грибы. Варят ячменное пиво. Консервируют урожай, считают запасы — чего вдоволь, а чего еще и подкупить надо. В это время люди меняются излишками — отсюда и ярмарки.

Мабон — это почитание Богини. Она сияет на троне, прекрасная последней красотой осени. И в этой красоте сквозит боль расставания: скоро Она превратится в старуху и покинет Землю.
Почитая Богиню, люди воздают дань уважения взрослым женщинам Рода — матерям и бабушкам, поминают покойных женщин. Дети и внуки общаются со старшим поколением, получают мудрость, посвящаются в традиции Рода.

Susan Brabeau. Farmers market

Это время благодарности. Мы радуемся и преподносим дары Богу и Богине в ответ. Это время заветных желаний: как мать готова исполнить желание своего ребенка, как бабушка балует внуков, так и Богиня, уходя, щедро одаривает тех, кто ее почитает.

Разумеется, первая просьба к Богине на зиму — здоровье для себя и для близких. Чтобы сохранились в нас тепло Солнца и Сила Природы до весны.
О детях в Мабон просят. Это время преемственности поколений, свадеб и зачатия. Бог, оставшийся в одиночестве, мог посетить женщину, чтобы дать ей детей. Бог, конечно, уже немолод, но еще в силах, а значит, не прочь повеселиться в одиночестве. С этим связан некоторый эротический, даже грубоватый подтекст праздника. Это время Посоха, который Богиня, уходя, оставляет Богу в полное владение.

Кроме того, это еще и время Рогатого Бога, Бога зимы, то есть второй сущности Зеленого Бога. Две сущности Бога, день и ночь, тепло и холод сражаются друг с другом. Погибая в Самайн, Солнце приносит добровольную жертву, спускаясь вслед за Богиней в Царство Мертвых, чтобы снова возродиться весной и затем вывести на поверхность Мать, Жену, Любимую.

Mihai Criste

Это мужское время, когда мужчины соревнуются между собой, показывая силу. Юноши в эти дни шли на первую охоту, проходили испытания, после которых их признавали взрослыми.

В дни осеннего равноденствия ходят на природу, собирают семена, желуди, орехи, опавшие листья, которые затем используют для украшения дома и алтаря, для магии и как талисманы. Ведьмы и колдуны делают себе новый посох, метлу и волшебные палочки — соки в деревьях замерли, значит, уже не повредишь растение.

На праздник стоит одеваться красиво, ярко, как Природа, которая наряжается в свои последние наряды. Это время, когда надо хвастаться урожаем, не боясь дурного глаза (напоследок Богиня присмотрит за нами). А Бог отметит, кто лучше трудился, кто дороже и краше одет в эти дни, у кого богаче стол. К тому Он и будет милостив дальше. Если дарить, то от души. Или менять на равнозначное. Например, на труд, если человек ничего не может дать вам взамен.

Подарки дарят едой, пирогами, теплыми вещами.
С Мабона мы начинаем отдавать, чтобы почувствовать радость обладания. Прежде всего, делиться надо с теми, кто не по своей воле не имеет возможности работать, а также находиться в кругу семьи: воины, заключенные, батраки, кого отправили в другой город, кто разлучен с родными. Да и просто одинокие люди сейчас заслуживают внимания.
Не жадничайте, дарите подарки, покажите Богу, что вы собрали за год урожай и что вы готовы справедливо его разделить — часть себе, часть близким, часть чужим. Пусть Он и дальше дарит вам подарки, зная, что вы заслуживаете их, потому что готовы упорно трудиться весь год.

Morgan Weistling. Сбор урожая

Идет построение планов на будущее. Долгосрочных планов, которые долго развиваются, но и результаты дают долгие. Мы решаем, чего мы достигли, что надо выкинуть из жизни, что сохранить. А над чем зимой и поработать, чтобы было, что весной начинать. Для этого хорошо бы найти время, чтобы побыть в одиночестве, проанализировать прошедший год.

Можно внепланово провести ритуал сжигания того, от чего надо избавиться. Как обычно: на листке бумаги, например. А можно сделать красиво, написать все отжившее на осенних листьях и сжечь в осеннем костре, если есть такая возможность.

Конечно, как на любой праздник, надо загадывать желания! Те, кто пишет тетради желаний, могут их сейчас обновить, или составить план желаний на год.
Длинные, сложные, настоящие. Заветные. Такие, о которых даже подумать — дух захватывает!
Обещаем упорно трудиться над их исполнением и не забываем принести Богу подарки за выполнение своих желаний: все, что вы сами сделаете к праздничному столу. Пригласите Бога за стол! А потом Его долю отнесите на природу и оставьте у мужского дерева: клен, вяз, дуб, ясень.
Если же Вы обращаетесь к Богине, то ее дары относятся под женские деревья: яблоня, береза, рябина...
На природу относятся собранные плоды, под корни деревьев льется молоко, оставляются пироги.

Barbara Rosbe. Felisky

Что же ставить на стол? Плоды урожая: свежий хлеб, вино, овощи, грибы, корнеплоды (картошка, свекла, морковь, сельдерей) жареное мясо (в это время забивали скот, а охотники приносили добычу). Из мяса, прежде всего, баранина — дар Рогатому Богу, — и птица — первая дичь.
Конечно, яблочные пироги и мед!
Пьют плодовые и ягодные вина, яблочный сидр.
Едят и пьют вдоволь, от пуза, чтобы не только по усам текло.

В это время можно признаваться в любви и делать предложение руки и сердца.
Неважно, каким будет ответ. Кому-то не ответят взаимностью, но зато он сможет зимой оплакать раны и весной пойти дальше. А кто-то получит согласие и сможет сыграть свадьбу.
Если вы играете свадьбу в дни Мабона, то сделайте все, чтобы в вашей семье не завелась жадность и зависть. Ни к кому! Тогда семья будет счастлива долгие годы и родит следующее поколение. Но и мотовство в такой семье противопоказано — быстро растранжирите запасы, есть будет нечего, вот семья и развалится.

Steve Crisp. Wedding in the Country

Алтарь Мабона украшают в цвета осени — золотые, бежевые, желтые, оранжевые, красные и зеленые. Ставят осенние листья, желуди, колосья и поздние цветы — герберы, георгины, астры. Делают Рог Изобилия, наполненный последними плодами. Рог — это символ Бога. Чаша рога, полная плодами земли, — это символ Богини.

На алтаре или на костре Мабона сжигают отжившее, приносят дары Богу, просят исполнения больших планов, спокойной зимы, защиты от зла, тепла в доме. А потом прощаются с Солнцем и договариваются встретиться весной.

Helen Nelson-Reed

Можно прочитать молитву Богу и Богине.
Например, такую:

В день Поворота,
Когда холод идет по земле,
Я славлю Великое Солнце.
Я зажигаю огонь от лучей,
Пусть он светит нам новой зимой.
Солнца огонь согреет наши сердца,
Дыхание Матери сохранит нас от бурь.
Сила Земли держит нас пока крутится Колесо.
Будь благословенен Великий Бог!
Я благодарю тебя за мой урожай, за плоды у меня на столе, за любовь и за жизнь (можете еще перечислить то, за что вы благодарны).
Будь благословенна Святая Богиня!
Ты продолжаешь жизнь, я тебе верю!
В твоих руках мы дети.
Мы просим защиты и счастья, мы получаем их от тебя!
Я благодарю тебя! И жду твоего возвращения!

И вот ночь и день, темнота и свет, мужское и женское, внутреннее и внешнее — на миг всё замрет в равновесии.
С этого момента тьма начинает побеждать свет. Цикл года приближается к завершению, сила Солнца убывает, и отныне ночи становятся длиннее, а дни короче и прохладнее. Сок деревьев возвращается к корням глубоко в земле, меняя зелень лета на огонь осени, на пылающие красные, оранжевые и золотые цвета. Мы возвращаемся в темноту, откуда пришли.

Jim Daneker. Equinox

https://fox-cherry-lee.livejournal.com/812183.html

 

Оставить комментарий