Статистика


Наследие предков

00351810Мы живем в техногенное время и страшно гордимся своей «продвинутостью». Меж каждый помнит страшные рассказки и про домового, и про банника, и в ночную пору мы суеверно косимся на тени кустов на загородном участке, и неискоренимо вплетаем в речь словечки вроде «чур меня» или «как анчутка». Не спроста это, конечно, — так срабатывает наше подсознание, заставляя обращаться к древним сущностям славянского эгрегора.

НА ПОРОГЕ ОСЕНИ

Грядущий сентябрь — время, когда наши предки справляли праздники, тесно связанные с урожаем, духами-оберегами, предками и небесными покровителями.

Первый — Род и Роженица, приходящийся на 8 сентября: праздник, посвященный семейному благополучию. Затем, 14 сентября, идет целый «букет» важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с XV века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем». Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины — праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство — амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги — момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того, как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября празднуется и День Сварога: влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или волшебные истории, ворожат на любовь.

27 сентября — день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коли полюбили — так навсегда, если женятся — значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки. Присушить — это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание.

В ночь на Феклу Заревницу возжигали «новый огонь». Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни — и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания «нового огня».

Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом: трением. Живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну, это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

 

ОБРЯД ОЧИЩЕНИЯ

В праздничную ночь (21 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите — обязательно от спички (тоже ведь трение) — свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика» может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору», чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

 

ДРЕВНЯЯ МАГИЯ

С Феклина дня начинались «замолотки»: при «новом огне» начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же — гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме и баннику, заправляющему в бане. Все эти духи — представители младшей нечисти, прибившейся к людям и так возле них обвыкшейся, что вместо пакостей, свойственных нечистой силе, творят они также и добро: помогают в делах, охраняют дом и хозяйство. Только надо уметь обращаться с ними, не злить, не преступать границ. Вести себя осмотрительно, с оглядкой. Вот, взять хоть овинника. Так его описывал Алексей Константинович Толстой: «И вот, в овине стоит на задних лапах огромный кот, да еще с вилами в передних лапах… Да не кот это вовсе!!! Это — овинник. То есть тот, кто стоит на защите всей усадьбы, который, в отличие от другой нежити, хочет людям только добра…»

Да уж, добра… Вообще-то, лют овинник бывает: любит пакостить без всякой причины, а если хозяин провинился, то наказать страшно может. Скажем, овинник следит, чтобы в овинах не топили в заветные дни больших праздников, особенно на Воздвиженье и Покров: по старинным деревенским традициям, в эти дни овины должны отдыхать. И ежели кто преступит эти веками сложившиеся правила, овинник отступников и извести со света может!

Вид у овинника страшный — черный да лохматый. Иногда является он в образе огромного черного котищи с горящими, как угли, глазами. Но может, впрочем, обернуться и бараном, а то и умершим родичем.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику, да примечали: если рука, взявшая калач, теплая — быть жениху богатому, если холодная — за бедного выйдет. Ну, а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках.

Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт перекидывался, так что гадание это опасное. Ведь несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», — она издревле считается нечистым местом, а после полуночи — даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера. Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то, что теперь — ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там…

Кроме банника, в бане могут обитать и банные анчутки. Анчутка — злой дух, одно из самых древних названий беса, бесененок. Согласно верованиям, анчутки бывают банные и полевые, встречаются и водяные. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Поэтому лучше сто раз подумать, прежде чем сказать ребенку: «Измазался, как анчутка». Впрочем, анчутку можно и обхитрить, задобрить, заставить помогать себе. Классический пример — «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина, где Балда взял верх над бесененком-анчуткой.

 

ГАДАНИЕ В НЕТОПЛЕННОЙ БАНЕ НА ЖЕНИХА

Гадать нужно в полночь, поэтому девушкам лучше собраться небольшой компанией — мало ли что. С собой надо взять по кусочку пирога и немного молока. По очереди заходите в баню, бросайте в левый угол кусочек пирога и выливайте молоко со словами: «Мышка-норушка, вот тебе кружка, вот тебе пирог — а мне жениха на порог». Считается, что приснившийся этой ночью человек и ваш суженый.

Галина Богометова 

Оставить комментарий